Щу́сев Алексей Викторович (1873-1949), архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества (Казанский вокзал, 1914-26, 1941), к классическому наследию. По проекту Щусева построены Мавзолей В. И. Ленина (1924-30), гостиница «Москва» (1932-38, с соавторами). Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-25). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно).
* * *
ЩУСЕВ Алексей Викторович - ЩУ́СЕВ Алексей Викторович [29 сентября (11 октября) 1873, Кишинев - 24 мая 1949, Москва], российский архитектор, академик АН СССР (1943). Обращался к традициям русского средневекового зодчества и к классическому наследию. Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы (1918-25). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно).
Образование
Родился в семье надворного советника, смотрителя богоугодных заведений. После окончания гимназии (1891) уехал в Петербург, где самостоятельно, без протекции поступил в Академию художеств на архитектурное отделение. Как студент академии был командирован в Среднюю Азию, участвовал в обмерах памятников Самарканда. Окончив курс академии под руководством Г. Котова и Л. Н. Бенуа (см. БЕНУА Леонтий Николаевич) с большой золотой медалью (1897), следующие два года провел в заграничной командировке.
Служба в канцелярии Священного Синода
Первая самостоятельная работа Щусева - проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА). Увлекшись древнерусской архитектурой и искусством, поступил на службу в канцелярию Священного Синода. Выполнил проект Марфо-Мариинской обители (1908-12), в которой вдохновлялся храмами древнего Новгорода, Пскова и Юрьева-Польского. Храм Покрова (сохранился) Марфо-Мариинской обители расписывал друг Щусева, художник М. В. Нестеров (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич).
Синод командировал зодчего на Волынь в Овруч, где сохранились развалины церкви св. Василия - памятника 12 в. После тщательных предварительных исследований Щусев восстановил храм и за блестяще выполненную работу был избран членом Академии художеств. В эти же годы по проектам Щусева строятся церкви в разных городах России.
Строительство Казанского вокзала
Выиграв конкурс на проект Казанского вокзала, академик Щусев в 1913 был утвержден его главным архитектором. На строительство вокзала, начавшееся в 1914 и продолжавшееся с перерывами до 1941, правление железной дороги выделило 3 млн. золотых рублей. Проект имел огромный успех, двухсотметровая композиция из разновысоких теремов и палат с башней на углу воспринималась как «ворота на восток». В облике здания гармонично сочетаются характерные черты московской архитектуры 17 в. и Казани. В оформлении фасада и интерьеров принимали участие такие выдающиеся художники, как Б. М. Кустодиев (см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович), Е. Е. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич), Н. К. Рерих (см. РЕРИХ Николай Константинович) и др.
Совместно с И. В. Жолтовским (см. ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович) зодчий возглавил работу мастерской по перепланировке Москвы (1918-25), где определялись перспективные зоны застройки, основные транспортные маршруты. В 1922-23 был главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
Строительство Мавзолея
В 1924 Щусев начал работать над заказом государственного значения - проектированием и строительством Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ). Два первоначальных варианта были деревянные.
Для сооружения каменного Мавзолея (1929) из карьеров Украины, Урала и Карелии был привезен мрамор, порфир, гранит, лабрадор, лабрадорит и габронорит. Сохранив общую композицию второго деревянного варианта, Щусев увеличил объемы сооружения: внешние - с 1,3 тыс. м3 до 5,8 тыс. м3, внутренние - с 0,2 тыс. м3 до 2,4 тыс. м3. Выстроенный в строгих монументальных формах, сочетающих темно-красный гранит и черный лабрадор, Мавзолей не только вписался в исторический ансамбль площади, но и стал центром ее композиционного ансамбля.
Увлечение конструктивизмом
Увлечение конструктивизмом (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) в 1920-30-х гг. нашло отражение в таких постройках Щусева, как здание Наркомзема (ныне Министерство сельского хозяйства, 1928-33; памятник архитектуры), клуб имени Октябрьской революции - оба в Москве, Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи (1927-31).
Огромное здание Наркомзема - прямоугольное в плане, выстроено с применением монолитного железобетона. Простые прямоугольные формы основного корпуса противопоставлены полукруглому эркеру, сплошные ленты различных по размерам окон - затененным лоджиям. В настоящее время это здание стало памятником архитектуры.
1930-е и послевоенные годы
В 1930-е гг. в Москве по проектам Щусева возводится ряд жилых домов, здание гостиницы «Москва» (1932-38, совместно с Л. И. Савельевым и О. А. Стапраном), новый Москворецкий мост (1936-38). Гостиница «Москва», Москворецкий мост, а также административное здание на площади Дзержинского (1946) построены с использованием элементов классической архитектуры. Значительной работой архитектора является также здание Большого театра оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте (1940-47), в проекте которого использованы национальные узбекские мотивы.
После окончания Великой Отечественной войны Щусев много работал над восстановлением Новгорода (1943-45), а также Истры (1942-43) и Кишинева (1947). Последними его работами были здание на Лубянской площади и станция метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952), в оформлении которой вновь были использованы элементы русского зодчества.
Преподавательская деятельность
Преподавал в СВХПУ (1913-18), московском Вхутемасе (1918-24), Московском архитектурном институте (1948-49). В 1926-29 был директором Государственной Третьяковской галереи, в 1946 организовал Государственный научно-исследовательский музей архитектуры и стал первым его директором, после смерти Щусева музей стал носить его имя.
Написал свыше 200 научных работ и статей о различных проблемах архитектуры, в том числе о застройке Москвы.